Научная мысль о развитии школьного туризма в России
Константин Дмитриевич Ушинский – известный педагог, приверженец новых веяний в образовании – был ученым с мировым именем. Именно ему принадлежит заслуга в продвижении идеи школьного туризма и скорейшем внедрении её в школы страны.
Основоположник научной педагогики, он, понимая всю важность и необходимость подобной работы с детьми, в собственных научных трудах настойчиво пропагандировал экскурсионную деятельность. Ученый говорил, что такой активный метод познания действительности намного быстрее даст практический результат освоения школьной программы по всем предметам.
В ходе экскурсии, путешествия или похода, по мнению ученого, ребенок под руководством взрослого имеет возможность самостоятельно понаблюдать за тем или иным явлением, сделать собственные выводы и наблюдения.
А это очень важно в процессе обучения. Известные писатели, критики и мыслители прошлого В. Белинский, А. Радищев и А. Герцен методы господствовавшей тогда педагогики подвергали резкой критике, ибо считали методы обучения и воспитания детей «оторванными» от практического применения, а сословность обучения считали неприемлемой.
Так, например, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» считал основным долгом внесословной системы образования воспитания истинного патриота своей страны. Кроме того, вышеупомянутые деятели науки и культуры считали необходимым введение в школах основ физического воспитания как залога здоровой личности.
В. Белинский считал, что в процессе обучения и воспитания ни в коем случае нельзя пренебрегать хоть какой-то стороной воспитательного процесса. Таким образом, в то время был задан вектор развития школьного туризма: от стремления к развлечениям и их реализации для детей из богатых семей и до проникновения в глубины исторического, природного и культурологического прошлого и настоящего своей страны.