Развитие экскурсионного метода
С открытием В России Тенишевского училища в 1901 году экскурсионный метод преподавания набирает обороты. В этом коммерческом училище преподавали Д. Кайгородов и И. Гревс – инициаторы дальнейшего развития данного метода в нашей стране.
Это их заслуга, что были проведены по Санкт-Петербургу гуманитарные экскурсии, рассказывающие о деяниях основателя города Петра Первого, Были организованы с учащимися поездки в Киев. Педагог того же училища А. Закс посетил с воспитанниками Новгород, города Поволжья, Псков и города Приуралья.
В дальнейшем историк Закс, перейдя работать в Лесное коммерческое училище, продолжил традиции экскурсионного дела. С образовательными целями организовывались экскурсии и в женской гимназии М. Стоюниной, и в других государственных гимназиях Санкт-Петербурга.
Гимназисты путешествовали с образовательными целями не только по просторам нашей страны, но и за рубеж. Например, вывозили за границу своих учеников П. Сидоров, директор Житомирской гимназии, В. Петр, директор Киевской Печерской гимназии.
Регулярные экскурсии за границу были налажены во многих гимназиях. А в 1902 году при Тверской гимназии даже было сорганизовано Общество организации путешествий учеников, целью которого стало знакомство воспитанников с «нашей обширной родиной».
Общество действовало на протяжении 15 лет и организовало 17 экскурсионных поездок в города Золотого кольца, Москву, Санкт-Петербург, включая его пригороды, в Крым, Поволжье, на Кавказ, В Варшаву и Белград, Софию и Константинополь. На Всероссийской выставке, которая проходила в Киеве в 1913 году, гимназия получила золотую медаль за организацию экскурсий для школьников.