Контакт между родителями и ребенком
Часто в родительской среде можно услышать, как мамы и папы заботятся о своих чадах и кучу свободного времени проводят с ними. И чаще все совместно проведенное время - это бесконечные хождения по секциям, кружкам и т. д.
В чем же проблема? Многие мамы с восторгом и гордостью вспоминают о своем решении оставить работу, дабы посвятить всю себя своим детям. Ведь как ответственный родитель она должна воспитывать ребенка. И частым ответом на вопрос «а почему столько секций и кружков?» бывает «потому что дети не шатаются без присмотра по улице», «они проводят время с пользой и без глупых шалостей» и тому подобное. Из этого видно, что вариант, заниматься с ребенком самостоятельно, как таковой, не воспринимается.
И каков результат? Общения между мамой и ее ребенком нет. Оно скатывается до банальных каждодневных вопросов: «Тебе там весело?», «Как прошло занятие?», «Что говорит учитель?». А иногда и того хуже – ребенок загружается секциями настолько, что времени не хватает не то что на рассказ – даже присесть некогда. И к концу дня дети валятся без сил, а завтра – все заново...
Ребенок постепенно начинает видеть в маме лишь куратора, следящего за своевременным посещением занятий. А его единственные друзья – учитель и пара ребят с секции. Мнение ребенка не слушают, т. к. «мама лучше знает, что нужно». И все чаще дети начинают чувствовать себя виноватыми в чем-то, а кружки воспринимаются, как наказание. Либо ребенок становится безвольным роботом, слушающим указания родителей и учителей. А для мамы главное, что ребенок занят и не мешает работе. И она не видит, что пропасть между ней и ребенком все больше с каждым днем.
И наконец, наступил день без секций и уже надоевших, но «нужных» занятий. Какова первая фраза ребенка? «Мам, побудь со мной, мне скучно!!!». Он отвык от поиска занятий. У родителей же тоже нет на это времени, так как им хочется отдохнуть от работы, а заодно и от своих детей. Единственный выход для них – посадить ребенка за компьютер или планшет и включить игрушку или мультфильм, считая, что их чадо таким образом весело проведет свой досуг. На самом же деле родители выстраивают очередную стену между собой и ребенком.
К слову, к компьютерам, планшетам и другим видам гаджетов родители начинают приучать детей уже с детства. Мультики и игры используют, как поощрение за хорошее поведение ребенка, например, если он спокойно будет сидеть в аэропорту, в машине или в своей комнате, то ему дадут поиграть. Постепенно ребенок свыкается с мыслью, что если скучно, значит, достаточно сесть за игру или мультик, и все будет нормально. Он перестает общаться в живую – зачем это делать, если есть интернет? Книги заменяются мультфильмами или играми, потому что они интереснее. А мама с папой становятся просто «предками» и никем более.
Если верить статистике, современные дети находятся у экранов своих компьютеров в среднем по 6-7 часов за день, т. е. более двух с половиной тысяч потерянных часов в год. Страшновато, правда? Что же делать?! А решение этой проблемы ведь очень простое – уделять внимание своему ребенку. Заглянуть в его внутренний мирок, спросить о самочувствии. Забыть про компьютер и телефон и пару часиков поиграть с ребенком в настольную игру, прочесть ему интересную книгу. Выйти с ним на улицу и просто прогуляться или сходить на аттракционы, в музей, на каток, да куда угодно. Важен не выбранный вид досуга – важно лишь то, что ребенок будет ощущать себя нужным, что его родители рядом и не забыли о нем.