Адаптация первоклассника: ожидания и реальность
Отправляя ребенка в первый класс, родители всегда ожидают от него успешной учебы, высоких отметок, побед в школьных олимпиадах. Одним словом, возлагают большие надежды. И большинство вскоре получает совсем не тот результат, которого ожидали. И чтобы не испытать разочарования, нужно пересмотреть свои ожидания и избавиться от тех, которые явно завышены. Рассмотрим самые распространенные из них.
Ожидание1: ребенок безболезненно переживет адаптацию.
На самом деле многие дети уже через неделю после начала учебы, а то и с первых дней заявляют родителям, что в школу они не хотят.
Зачастую причина не в школе и не в учительнице, а в родительской обеспокоенности и суете. За год до первого класса ребенка записывают на подготовительные занятия, а все лето перед школой водят к репетитору, чтобы тот научил не просто читать, а бегло, считать примеры за первый и второй класс. Родителям кажется, что ребенок будет лучше учиться, если начать заранее изучать школьную программу. На самом деле все это приводит к чудовищным перегрузкам. Дети начинают ненавидеть школу, еще не проучившись и месяца.
Плюс ежедневные разговоры о школе, обещания счастливой и беззаботной жизни в кругу друзей и учительнице, которая непременно станет второй мамой. В реальности отношения с ровесниками складываются далеко не сразу, а учительница, особенно возрастная, оказывается очень строгой.
Родителям не стоит слишком часто говорить о школе и давать ребенку напрасные надежды на то, что ему все будет даваться легко. Не стоит красть у него целый год детства перед школой и превращать его в год полноценной учебы с домашними заданиям и репетиторством. Стоит также сто раз подумать, надо ли стараться попасть в самую престижную школу, где существует строгий отбор поступающих в первый класс.
Ожидание 2: он будет учиться очень хорошо, ведь мы так готовили его к этому!
Но на первом же родительском собрании родители слышат от учителя, что ребенок не успевает за другими, витает в облаках на уроках, быстро утомляется. Наиболее часто это происходит с детьми, которым на 1 сентября не исполнилось полных семи лет, а большинство одноклассников старше на несколько месяцев. Если даже в школу он пошел читающим и умеющим считать, возможны трудности психологического характера. Сложно и ребятам с ослабленным здоровьем. А у кого-то просто уровень школьной зрелости слишком низкий, а ведущим видом деятельности является игра, а н учеба.
Родителям нужно внимательнее отнестись к ребенку с низким уровнем школьной зрелости. В первую очередь необходимо обратить внимание на его здоровье, не произошло ли обострения хронического заболевания. Придется снизить требования к маленькому ученику, чаще хвалить его даже за малейшие успехи. Не проявлять при нем беспокойства по поводу его неуспешности. Заниматься дополнительно с ним, конечно, необходимо. Но, во-первых, занятия лучше проводить в игровой, а не в урочной форме. Во-вторых, не перегружать его, чаще менять род деятельности, записать его в бассейн, чтобы он стал крепче физически.
Ожидание 3: у него сразу появятся друзья в школе.
Здорово, конечно, когда у ребенка много друзей и совсем нет недоброжелателей. Еще лучше, если друзья появятся 1 сентября. Но на деле бывает совсем наоборот. В новом коллективе ребенок замыкается, сторонится сверстников, чувствует себя неуверенным.
Причиной не сложившихся взаимоотношений может стать недостаточный опыт общения с другими детьми. В то время, когда малышу надо было бы усваивать правила дворовых игр, он заучивал слоги и учился считать до тысячи. Другими словами, не тому учили его родители в дошкольный период. Хорошо, если он посещал детский сад. Там правила жизни в коллективе усваивают еще в малышовых группах. А вот домашнему ребенку с одноклассниками очень непросто. А бывает и конфликт с учителем, если ребенка заранее не научили уважительному отношению ко взрослым и не объяснили роль учителя.
Чтобы адаптация к школе и коллективу проходила легче, нужно познакомить ребенка со школьной жизнью через игру. Играйте с ним в школу. Эта игра также может быть хорошим тестом. Будучи в роли учителя, он обязательно будет копировать педагога, говорить его словами. Игрушки он назовет именами ребят из класса. Если одно из этих имен будет часто употребляться с негативным оттенком, можно предполагать, что с этим одноклассником конфликт. Разрешить его поможет школьный психолог.
Разговаривайте с ребенком. Поддерживайте его в трудной ситуации, учите общению со взрослыми и сверстниками. Это поможет ему быстрее адаптироваться к школе.